Instaboss 4.0 от Марго Савчук и Дани Матухно
Один из самых масштабных курсов по заработку и ведению блога в Инстаграм. Собирает от 3 до 5 тыс. учеников за один поток и длится 2,5-3 месяца в зависимости от тарифа. Давайте посмотрим, что ждет участников после покупки.

Сразу после оплаты ученики получают доступ к первым видеоматериалам — это запись московской конференции Данила и Марго. Ее можно посмотреть в ожидании старта курса — это отлично поддерживает мотивацию и готовит к началу обучения.

Такой прием часто используется при длительных продажах (1-2 недели и более). Когда окно продаж открыто так долго, кто–то купит сразу, а кто–то дотянет до последнего и «залетит» в обучение за несколько часов до старта. Мотивация человека, который ждет начала курса две недели или более, неизбежно падает, поэтому важно ее поддержать.

С этой целью обычно и предоставляют материалы для предварительного самостоятельного изучения: «горящие» курсом участники (купившие его на старте продаж) получат позитивное подкрепление и будут заняты их изучением, а запрыгнувшие в последний вагон получат бонус, который еще больше повысит в их глазах ценность курса.

Геймификация

На курсе она присутствует эпизодически — в виде челленджей (заданий, которые нужно выполнить в течение недели). Данный прием позволяет:

вовлечь/поддержать вовлеченность участников в процесс обучения;

отработать навыки, развитие которых предполагает тема учебного модуля;

повысить активность в чатах;

разнообразить обучение новым, необычным заданием;

— попытаться вернуть в контекст курса «участников–потеряшек» (тех, кто редко заходит на платформу и не проявляет никакой активности).

Минус такого подхода в том, что он предполагает очень краткосрочный, искусственный эффект и не задействует всю аудиторию (некоторые к нему невосприимчивы, а некоторые уже отвалились и тем более не отреагируют).

Кроме того, челленджи оценивают сами авторы курса и нет четких критериев оценки, что может вызывать вопросы к прозрачности и объективности. Когда нет понятно прописанных критериев, то неясно, какие ошибки совершили участники и почему одних наградили, а других нет.

В таких ситуациях у участников может появиться чувство несправедливости и обиды, и, как результат, желание бросить обучение. Или поднять волну негативных комментариев, особенно на таком крупном курсе как «Instaboss».

Например, один из последних челленджей «Instaboss» — «Stories челлендж». Выход челленджа совпадает с выходом учебного модуля по сториз. То есть задание будет направлено на развитие практических навыков, что хорошо.

Теперь посмотрим, как ребята собираются выбирать победителей:

Вроде все более или менее понятно, но:

  1. То есть оценка в любом случае будет субъективной, что по факту сводит на нет все старания участников — нет четкого понимания, что нужно сделать, чтобы работа понравилась Марго и Дане. А это обидно и снижает мотивацию учеников. ☹️

    А что можно сделать?

Гораздо лучше работает геймификация, затрагивающая внутреннюю мотивацию ученика. В этом случае участник видит свой прогресс и получает дозу эндорфинов при выполнении очередного задания, что стимулирует его учиться дальше. Помочь в этом могут такие инструменты методологии, как персонажи, баллы, поощрения за своевременную сдачу домашних заданий и т.д.

Например, у сервиса изучения иностранных языков Duolingo геймификация представлена уровнями: чем дальше продвигается ученик, тем выше его уровень среди других участников. Если не хочется конкурировать с кем-то и демонстрировать свои результаты, можно отключить соответствующие опции и просто отслеживать собственный прогресс. Это предоставляет выбор ученикам. А наличие выбора — это один из основных принципов образования для взрослых.

Так, видя прогресс, ученик не хочет бросать обучение.

Кстати, по поводу прогресса. Сейчас на платформе курса «Instaboss» прогресс учеников отображается так:

То есть ученик видит процент прохождения курса, но что за ним стояло — непонятно. Это плохая идея, не делайте так.

Гораздо лучше оформить прогресс учеников в виде ленты или раскрывающегося списка, чтобы было видно, какие темы уже пройдены. Или использовать дорожную карту, в которой будут отражены все пройденные модули, уроки и этапы курса.

Например, такую:

Структура курса

Продажи проводились на 3 аватара целевой аудитории:

  • новички;
  • продвинутые;
  • опытные.
Очевидно, что качественно (т.е. быстро, экспертно и результативно) закрыть одним продуктом потребности и боли 3 разных групп очень сложно.

Возможно, чтобы удовлетворить запрос участников разного уровня, были перемешаны темы, что нарушило логику обучения. Например, модуль по продажам через сториз идет существенно раньше модуля по ведению сториз.
Чтобы дать достаточную нагрузку участникам с разным уровнем подготовки, можно сделать задания к каждому модулю с повышенным уровнем сложности — задания со звездочкой.

Например:

— начните выкладывать 5 любых сториз каждый день;

или

— выкладывайте сториз каждый день и раскройте 2 сюжетные линии за неделю: одну, раскрывающую вашу личность, другую — раскрывающую экспертность.*****

Первый вариант задания подойдет тем, кто только начинает вести Инстаграм, а второй — более продвинутым пользователям.

Задания со звездочкой мотивируют «достигаторов», особую категорию учеников. Им важно сделать больше, разобраться именно в сложном задании. Поэтому если в ваш курс вписываются такие задания, можно смело их использовать.

Большим плюсом курса являются дополнительные активности — бонусные уроки, эфиры с экспертами, новостной канал.

Это создает эффект присутствия авторов и заботы об участниках. Все возникающие вопросы можно задать куратору в чате.

Уроки

Обучающие видео длятся в среднем от 15 до 40 минут. Это не критично, но лучше укладываться в 20 — именно столько взрослый человек может удерживать внимание на объекте (в данном случае уроке). Далее концентрация внимания падает и он воспринимает информацию через слово, теряя нить контекста и понимания происходящего. Это естественная реакция психики на учебную нагрузку. Об этом феномене подробно рассказывают андрагогика (наука об обучении взрослых) и психология восприятия.

В случае с «Instaboss», уроки слушаются легко за счет высокого качества видео и звука, четкой и чистой речи спикеров, контента и обилия примеров. Иными словами, создатели проекта задействуют разные каналы восприятия информации учеников: слуховой, зрительный, текстовый (через презентации). Гиф–картинки также создают динамику и обеспечивают легкость восприятия и привлечение внимания.

Получается, в этом случае, качество уроков компенсирует длительность видео. Но это скорее исключение из правил. В целом — длинные уроки плохо, короткие — хорошо. ????

Идеальные уроки могли бы выглядеть так:

— средняя длительность — 15 минут;

— прикрепленное описание видео (текст) с кратким содержанием урока;

— наличие инфографики, схем в презентациях.

Пример:

Домашние задания

С домашними заданиями в «Instaboss», прямо скажем, беда — небольшие опросники в конце урока не совпадают с заданиями, озвученными в самих уроках и выглядят так:

А полноценные домашние задания предлагаются к выполнению только в конце модуля.

Рискнем предположить, что это сделано осознанно для того, чтобы не усложнять процесс обучения, сделать его легче и проще, но на самом деле это:

а) скучно и однообразно;

б) путает и демотивирует участников.

К сожалению, так бывает, когда методолог и эксперт не сотрудничают и не работают сообща, потому что хороший методолог знает, что домашние задания должны:

— совпадать с озвученными в самих уроках;

— быть практическими и помогать освоить знания, полученные в уроке.

Например:

Также обязательно нужно учитывать, какие вопросы и как задавать. Домашние задания должны быть сформулированы максимально просто и понятно. Если ученик не понимает, что нужно сделать, он не будет этого делать.

Сравните:

— Какие вопросы возникли?

— Все ли вам понятно?

Или:

— Как вы считаете, ... (вопрос по теме урока)? Почему?

— Какие ... (вопрос по теме урока) показались наиболее эффективными? Почему?

— Какие ... (вопрос по теме урока) имеют для вас большее значение? Почему?

В данном случае вопрос «почему?» будет заставлять задуматься, вспомнить, что только сейчас изучил, осмыслить, сформулировать собственное мнение и дать ответ. Благодаря этим процессам, учебный материал запомнится лучше.

Дополнительные материалы к модулю вынесены в отдельный блок. Присутствуют разные форматы — pdf и XMind, что неудобно при просмотре с телефона. Например, карта в формате XMind при просмотре с телефона выглядит так:
А еще для просмотра карты необходимо установить соответствующую программу.

Блок с дополнительными материалами не имеет внутри пояснительной информации — в нем только файлы. Участнику важно понимать, что от него требуется на данном этапе: просмотреть материалы, заполнить таблицы, распечатать, выучить? Необходимо дать призыв к действию, который вовлечет участника в активность.

В данном случае учебные материалы просто есть. Но используют их или нет, скачивают или хотя бы открывают — неизвестно. Вообще не ясно, играют они хоть какую-то роль в обучении или нет.

Авторы «Instaboss» заявляют, что курс направлен на изучение самых востребованных профессий в Инстаграм. В случае с таким продуктовым обещанием очень важно дать дополнительный материал со списком профессий, о которых пойдет речь. Но он, увы, отсутствует.

Примечательно, что ученики сами периодически спрашивают про такой файл, т.е. интуитивно чувствуют, что как–то не очень удобно, нет определенности, точности и понимания. Вот бы «Instaboss» прислушался. ****

Более того, во время прогрева авторы говорили, что после их курса зарабатывать в Инстаграм смогут даже новички, потому что уже во время обучения можно будет попробовать себя в разных профессиях. Но, повторимся, перечня этих профессий на курсе нет и ученики чувствуют растерянность и недопонимание.

Сравните продуктовые обещания:

«Вы сможете овладеть 25 востребованными профессиями в Инстаграм»;

«Вы освоите такие профессии, как таргетолог, копирайтер, SMM-менеджер ...»

Как вы думаете, какой вариант продуктового обещания наиболее конкретный и не требует дополнительных расшифровок, т.е. ученик сразу понимает, зачем он идет на курс и чему его там будут учить? Ответ очевиден.

Также после уроков не хватает текста с основной информацией из видео — конспекта или описания (что порадовало бы учеников, которые лучше воспринимают информацию через текст). Вместо этого в конце каждого модуля дается общий файл с текстом уроков по всему модулю сразу. А это очень неудобно с точки зрения восприятия и поиска нужной информации.

Общие рекомендации по улучшению

  1. Из одного продукта сделать два. Первый — для новичков, второй — для продвинутых пользователей. Это разные целевые аудитории с разными потребностями, целями и уровнем подготовки. И обучать их нужно по–разному — подача и количество материала должны быть соответствующими. В том виде, в котором он есть сейчас, потребности опытных пользователей «Instaboss» не закрывает. Или, как вариант, материал для новичков можно вынести в предварительное обучение — обычно оно проводится перед курсом, во время продаж. Предобучение позволит выровнять уровень знаний учеников и дальше работать со всеми по одной программе.
  2. Скорректировать структуру курса — выстроить правильную логическую последовательность уроков, которая позволит участнику плавно и мягко погрузиться в тему обучения и достичь результата, двигаясь по шагам, а не прыгая с модуля на модуль.
  3. Домашние задания выдавать после уроков и сделать их практическими. Они должны быть связаны с темой урока, предполагать действия в моменте или заставлять участника подумать и проанализировать изученный материал (если он теоретический, а не практический).