«Метод Собчак» — ответ от Ксении Собчак на инфоцыганские курсы. Или нет?
Помните те далекие времена, когда единственной реально волнующей и горячо обсуждаемой во всем образовательном пространстве темой были видео от Ксении Собчак? Те самые, в которых она в пух и прах разносила таких «мэтров» инфобизнеса как Блиновская, Самойлова, Тодоренко и далее по списку.

Поговаривают, что видео с Блиновской так вообще стало рекордным по просмотрам.

Всего было 2 видео и трансляция с Аветовым, создателем платформы Мегакампус. Кто пропустил, ловите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=o13xmfYNKDY

https://www.youtube.com/watch?v=maeJ8VGgh8I

https://www.youtube.com/watch?v=9JD31-qgba4

И он, так уж и быть, убедил Ксению сделать свой курс (на своей платформе, естественно), максимально твердый и неинфоцыганский. Такой, чтобы прям был мерилом всея инфобизнес. Вот примерно так Ксения грела к запуску в Инстаграм:

Ну и как обычно говорят все максимально твердые эксперты — «я не хотела, конечно, но раз вы так просите…».

В общем, это была прелюдия, а теперь давайте перейдем к основному акту и посмотрим на сам продукт. Инфоцыганский ли он, решать вам. Я лишь приведу факты как опытный методолог … что внимательно смотрел весь прогрев Ксении.

А что хотел сказать автор? Вспомним обещания.

Начнем с того, что в последнем видео из прогрева Собчак Аветов готовит про то, что нужно сделать курс в формате микрообучения (оно же — микролернинг). И тут Аветов прав — это правда самое популярное направление в обучении взрослых. Такое, что лучше всего работает, проще всего воспринимается и можно быстро применить ****на практике. Так сказать, и в пир, и в мир, и в «Метод Собчак».

Кто далек от методологии, также как курс Собчак от микролернинга, напомню основные принципы:

  1. Короткие уроки. 3-15 минут, максимум — 20. Все больше — от лукавого.

  2. Смена форматов: чередование текста, видео, подкаста и тд, чтобы переключалось внимание.

  3. Практические задание: чтобы результаты были сразу.

Ну и от себя добавлю, что такое действительно твердый и хороший курс. Иначе говоря — белый.

  1. Действительно меняет жизнь и доводит до результата.

  2. Нет Википедии. Никаких, простите, SWOT-анализов. Ну сколько можно-то?

  3. Крутые презентации, на которых самое важное.

  4. Отсутствие визуального шума.

  5. Понятные домашки и структура.

  6. Высокая доходимость (COR) и NPS (индекс лояльности).

Ну что, погнали разбираться и перемывать косточки.

Начнем мы, конечно, с продуктового обещания. Та самая точка Б. С ним нужно быть всегда очень аккуратным. Особенно, если разоблачаешь своих коллег по рынку (а инфобизнес — это новая ниша Ксении Собчак, как ни крути).

Тут немного сложно, так как сайт закрыт. Все, что можно прочитать — это «Деньги. Карьера. Коммуникации». Исходя из этого, можно предположить, что нам обещают, что мы после обучения получим деньги (рост в доходе? подарки? Что это значит?), прокачаем карьерную и коммуникативную мышцу. Я не верю, что ее продюсер, Аветов, ничего не знает о продуктовых обещаниях. Не люблю судить людей, но отсутствие продуктового обещания на сайте, это первый признак инфоцыганщины.

Вот продуктовое обещание моей «Школы методологов». Я могу подтвердить каждое слово из него и обосновать. А ведь могла бы написать: «Методология. Кейсы. Деньги».

Вообще, возможны несколько уровней продуктовых обещаний. Если интересно — пишите в комментах, разберем.

Давайте теперь перейдем к самому курсу.

Чтобы ученику было понятно, что вообще происходит, ему важно видеть расписание курса или дорожную карту. Вот например, кусочек курса Маши Афониной.

Мы, взрослые, очень логичны. И если наш мозг не понимает, зачем это все, то он делает все возможное, чтобы ваше бренное тело ушло смотреть Netflix ivi.ru. Что мы видим у Ксении Анатольевны?
Честно — я много чего видела, но сделать вот так … печально всего это, господа методологи. Вообще непонятно, как двигается ученик. Более того — нелогично. Почему Навигация по платформе третьим уроком? Что вообще происходит? Или к третьему только стало понятно, что что-то идет не так?

А теперь давайте посмотрим вот сюда. Ни на что не намекаю… но неужели это …. о нет… SMART? А что дальше будет? SWOT-анализ? (Кто недавно в инфобизе — эти две темы есть в каждом инфоцыганском курсе. Первое — это постановка цели (типа не хочу «много денег», а хочу «100к через месяц на любимом хобби». А второе — анализ сильных и слабых сторон).

Ну ладно, идем дальше…. а что это у нас тут?

Видимо, не показалось ….

Дорогие малыши-методологи, кто только учится. Пожалуйста, не делайте так. Есть куча техник, которыми можно заменить SWOT и SMART. Такая подборка хуже расхламления в квартире … . (Практически в каждом инфоцыганском курсе в мягкой нише нужно от чего-то избавиться. Правда, где взять — не говорят).

Теперь давайте посмотрим на нумерацию уроков. Помните, я говорила про логику? Кажется, она вышла из чата.

И вот смотришь на полотно этих цифр и не понимаешь. А где я вообще остановился? Почему нумерация сквозная, но есть модули? Что, блин, вообще, происходит? За что это все? Я же просто хотел карьеру, деньги и коммуникацию…

Ни на что не намекаю, но у сильных твердых курсов на рынке можно сделать вот так:
(с)Мари Афонина «Масштаб»

Это называется забота об ученике. Она всегда снимает стресс и стимулирует к учебе. Смотрите, сразу все понятно: и дедлайн, и когда сдавать и даже сколько длится урок. Когда так — хочешь учиться. Хитрый мозг такой — «ну ладно, давай посмотрим. Там 20 минут всего и все понятно!»

А вот тут они решили даже их битую нумерацию не проверить. Все равно, 8-й ты или 9-й, все равно 4-й. Нумерация, иди домой, ты пьяна.

В курсе наглухо забили на принципы микролернинга. Так, есть только один формат и это — видео. Я бы рекомендовала выносить основные тезисы в тело урока. Так те, кому удобнее читать — прочитают, а не нажмут на крестик в правом верхнем углу.

Еще один важный момент: если вводите спикера, ОБЯЗАТЕЛЬНО представляйте его в теле урока и объясняйте, почему его нужно слушать. Иначе у вас сильно упадет доходимость.

Вообще, чем я больше смотрю этот курс, тем больше думаю про то, что каждой школе нужен методолог. Что это за «чтобы скачать ….» … неужели нельзя картинку дать? Курс очень сложный для восприятия.

Идем дальше:

Когда я смотрю вот на такое (это допники к уроку) — я хочу плакать. Это видит огромное количество учеников. По всей видимости, первое — это конспект. Но это не точно. НИЧЕГО непонятно даже мне, а я методолог.

Что самое плохое — непонятно, как работать с этими допниками. Ученику всегда нужна инструкция. Без нее ваш курс превращается в Википедию.

Как бы было правильно:

Это скрин вводного урока у меня в Школе методологов. Здесь идет не только «продажа» тетради ученикам, но и понятно, что за допник такой.

И раз уж мы залезли в допники, давайте посмотрим, как дается материал:

Все дополнительные материалы в курсе — это сплошной текст. Его сложно читать, ученик просто «отваливается». Более того, часто нет смысловой связи. Как шаг может быть «вы уникальны как личность»?

Ну и никто не отчитывал текст. В них очень много ошибок, не говоря о косноязычности. «То есть я ок» — это ненормально для русского языка, как и то, что «ты» написано везде то с маленькой, то с большой буквы.

А теперь домашнее задание. Оно должно быть ПОНЯТНЫМ и ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫМ. Вы же помните про микролернинг? Вот начало домашки. Конец через лист допника. Такое впечатление, что тот, кто делал это, вообще далек от обучения. Намного дальше причем, чем Блиновская.

Если вы думаете, что я придираюсь, скажу вам один факт. Это все один допник. В одном уроке. WTF?

Домашнее задание также дублируется в теле урока. Это хорошо. Но формулируется оно вот так. Это — неверно с точки зрения методологии.

Верно: дать примеры и шаблоны. Это то, что называется **«**своевременная информация". Взрослый ленив, он не будет искать, что же такое там имел в виду автор. Он просто закроет курс.

Как будет более удобно для ученика:

В примере видно, что ученик сразу получает таблицу-шаблон с примером и ему нужно просто заполнить по аналогии.

Давайте теперь посмотрим на сами уроки. Если мы говорим о презентациях, то для них есть одно важное правило: «Меньше текста. Еще меньше текста». И команда Ксении явно с этим не справилась.

Что должно быть на слайдах: метафоры для быстрого запоминания, какие-то яркие картинки, мемы. Все, что якорит ученика. Но никак не полотно текста

Пример хорошей презентации:

Но если вы думаете, что весь в курс в нечитаемых презентациях, то вы ошибаетесь. В большей части уроков презентаций нет. То есть, просто Ксения, просто читает с суфлера (это тоже заметно, очень быстро бегают зрачки). Это очень плохо для всех визуалов, а их, напомню, более 80%.

В какой-то момент, кстати, на видео появляются странные шрифты. Возможно, таким образом платформа шифрует видео. Но меня смущает, что я это увидела только в одном уроке. Но каюсь, весь курс я смотреть не осилила.

Ну что, давайте перейдем к финалочке. Анкеты обратной связи. Я молчу, что тут **«**мои любимые" кавычки. Мы же с вами тут про методологию (хотя ошибки очень отвлекают учеников. Они начинают фиксироваться на ошибке, а не на сути урока. А для некоторых это как визуальный шум. От этого может падать мотивация).

Вот про что я не буду молчать — так это про формулировки вопросов. Вот на такие как ниже никто отвечать не будет. Извините :).

Чтобы на ваши вопросы отвечали, они должны быть либо интересными, либо более легкими. Например, «оцените по шкале от 1 до 10»…. или с вариантами ответов. Ученик — тоже человек и у него НЕТ времени на все эти анкеты ваши.

Что касается этого курса, тут стоить отметить, что анкета с ОС все-таки есть и это уже хорошо. У многих курсов на рынке нет ничего.

Также в курсе собирают CSAT.

ИТОГО:

Мне честно обидно за Ксюшу. Она — идеальный спикер для запуска:

  1. Большая аудитория

  2. Подтвержденная экспертность

  3. Умеет продавать

  4. Умеет объяснять

  5. Умеет работать с камерой

  6. Умеет вести мероприятия

Такого спикера записывать — это удовольствие. Что получилось в итоге — …

Плюсы:

  1. Единое оформление

  2. Ксюша :) (спикер)

Минусы:

  1. Методология курса явно страдает. Уроки идут в странном порядке. Например, пользоваться платформой учат уже после того, как ученик воспользовался платформой. Такая путаница продолжается и дальше. Ученику непонятно, как уроки доведут до результата. Как следствие — он не будет делать.

  2. Плохие домашки. Они не ориентированы на практику, что очень плохо для ученика. Примеры есть выше. Вот например из урока, в который я ткнула наугад. Он про эмоциональный интеллект. В контексте курса правильнее было бы сказать про то, как использовать для глобальной цели. И не сделать домашку в стол, как ниже, а что-то, что поможет уже сейчас. В теме с эмоциональным интеллектом это сделать довольно легко. Уверены ли вы, что вы точно понимаете своего мужа?:)

  1. Описание (тело) урока — не помогает разным типам учеников. Такое впечатление, что курс записали, а описать — забыли. Вот из того же урока: (Напомню: правильно использовать принципы микролернинга и чередовать разные форматы).

4. Дополнительные материалы сделаны плохо. Как правило, это сплошной текст. Иногда с ошибками. Что еще плохо, конспект и допники подгружаются на платформу с какими-то странными названиями. Чтобы ученик мог это нормально сохранить, нужно примерно так:

«Урок 1.1 "Эмоциональный интеллект" (конспект)». Это — забота об ученике. Ему будет удобно среди кучи скаченных файлов найти этот конспект.

5. Неверный выбор платформы. Я понимаю, что все это промо платформы «Мегакампус». Но у нее объективно плохое и неудобное оформление. Геткурс может сильно больше. (И не только Геткурс).

6. Отсутствие групповой динамики и/или мотивации. В целом, не вижу, чтобы в курсе было что-то кроме урока. Есть еще канал, в котором говорят о выходе уроков. В нем не дают даже ссылки (так было бы намного удобнее).

7. Неверная коммуникация с учеником. При возникновении проблем говорят, что во всем виноваты ученики :). Это вообще контпродуктивная история.

Ниже выдержки голосового от Ксении (уж лучше бы это был кружок, а не чтение с литка — ученик ВСЕГДА чувствует неискренность). Скорее всего, это реакция на то, что пошел хейт в чатах.
8. Плохие поддерживающие презентации (это когда справа спикер, слева — преза в уроке. Или наоборот). Вернее, большей частью их отсутствие. А где они есть — часто сплошной текст, который очень сложно читать. Отсутсвие метафор, картинок-якорей и т.д. Всего того, чему я учу своих малышей методологов, если уж начистоту говорить.

Все.

P.S.

К слову сказать — у Блиновской удобнее и легче, чем ее курс и берет. Никогда не думала, что такое скажу.