Три курса по грантам вместо одного. ОСТОРОЖНО: много коров!
Этот курс — отличный пример того, какие разные запросы можно решить с помощью онлайн-образования. Например, помочь людям взять гранты у государства. Онлайн-образование давно вышло из рамок стандартного образования и способно решать абсолютно разные задачи.

Гранты от государства — это эффективный инструмент как для выхода из затруднительной жизненной ситуации, так и для глобальных изменений, таких как открытие и/или развитие своего бизнеса. Многие знают, что они есть, но мало кто ими пользуется, считая, что процесс получения слишком долгий и сложный.

Но прежде чем что-то решить с помощью онлайн-образования, предлагаем разобраться с одной из главных проблем экспертов и сразу рассмотрим, как эту проблему решить.
Главная проблема самых экспертных в мире экспертов
За годы работы методологами мы выяснили главную проблему экспертов — это отчаянная попытка дать БОЛЬШЕ. Вообще все, что эксперт получил за 10 лет опыта. А еще лучше, дать в формате зум-звонков по 100500 часов.

Плохая новость:
Ученики с такого курса сливаются сразу же. А иногда и просят вернуть деньги.

Хорошая новость:
Такое уравнение решается на раз-два-три продуктовой матрицей. И у эксперта больше продуктов и LTV клиента растет, и ученик радуется.

Также было и в курсе по получению грантов. Мы сразу сделали продуктовую линейку из трех курсов, вместо одного:

Курс «Грант 250 000 или Социальный контракт с государством»
Курс «Агростартап»
Курс «Грант на развитие семейной животноводческой фермы»

С чего все началось?
К нам обратился Дидар Туршинов, фермер, консультант по развитию сельскохозяйственного бизнеса. Дидар первым в Оренбургской области получил грант на 30 миллионов рублей! У него самая большая (и пока единственная) роботизированная молочная ферма в Оренбургской области. Дидар — успешный бизнесмен и специалист в области получения и освоения грантов от государства. Поскольку к нему часто обращаются за помощью в получении грантов, а услуги специалиста такого уровня недешевы, да и помочь хочется всем, а физической возможности на это просто нет, Дидар и решил обратиться к онлайн-образованию.
Что мы хотели сделать с помощью методологии?
Нашей задачей было создать простой, понятный и доступный продукт, результатом которого станет получение учеником того или иного гранта. Сложность заключалась в том, что информация о грантах, по сути, есть в открытом доступе, но преподносится тяжелым и сложным для восприятия обывателя юридическим языком. Нам необходимо было создать такой продукт, чтобы проходить обучение было не только полезно, но и интересно.
Чего мы боялись?
Переборщить с информацией.
Разбор российского законодательства по косточкам — дело непростое, трудоемкое и многообещающее. Помести мы в курс все в таком же виде и объеме, ученики испугались бы и просто не пошли бы изучать вопрос.

Разрыв во времени.
Задача любого продукта, который мы выпускаем на рынок онлайн-образования — твердый результат ученика. Это то, что мы ставим во главу угла любого обучения. Срок получения решения по грантам варьируются от 10 до 30 дней с момента подачи заявки заявителем. Курс идет неделю. Соответственно, программу необходимо было продумать таким образом, чтобы на любой итоговый результат (поскольку мы не будем знать его заранее), у ученика был ответ — а что делать дальше.
С чего мы начали?
На первом этапе мы провели исследование ЦА заказчика с помощью анкеты-опросника. Это один из самых важных пунктов, который ни в коем случае нельзя пропускать при подготовке продукта. Даже если вам кажется, что вы очень хорошо знаете свою аудиторию, вам только кажется. Такое анкетирование помогает выявить глубинные мотивы, определить основной запрос аудитории и, как результат, сделать действительно работающий продукт.

Опрос помог нам выявить три основных аватара:

  1. Самозанятые, желающие масштабироваться и развивать свой бизнес.
  2. Работающие в найме или безработные, желающие открыть свое дело не связанное с сельским хозяйством и стабильно на нем зарабатывать.
  3. Уже имеющие свой бизнес в сельском хозяйстве и желающие развиваться в этом направлении.
А также основные боли:

  1. Страшно начать и прогореть (поэтому в курсах есть блок по работе со страхами и ограничивающими убеждениями).
  2. Не знаю, с чего начать (и мы добавили также блок по постановке целей).
  3. Не знаю, что конкретно делать и куда обращаться (основной блок по грантам).
Что получилось в итоге?
Отличительной особенностью всех курсов является наличие практических советов и подробного описания нюансов получения грантов — от составления бизнес-плана до прохождения интервью. Это очень важно, поскольку в открытых источниках не дается вся информация полностью — для того чтобы понять, куда на каком этапе нужно обращаться и что делать, придется перерыть тонны информации. В наших курсах мы собрали все вместе. В каждый блок мы добавили дополнительные материалы в формате удобных чек-листов и памяток, чтобы ученику было комфортно и не пришлось искать дополнительную информацию где-то еще.
В чем еще фишка чек-листов?
Чек-листы решают сразу три задачи:

  • Включение внимания у разных типов учеников — кому-то проще читать, кому-то — смотреть видео.
  • Переключение вида деятельности. Если долго смотреть видео — ученик устает. А вот если разные форматы подачи информации — дольше воспринимаешь новую информацию.
  • Увеличение LTV. Да-да, когда у ученика остается что-то на руках, даже после завершения курса, это мотивирует его к вам вернуться. Именно по этой причине многие компании стараются делать магнитики с информацией о них. Вы вешаете его на холодильник и все время помните о компании.
Как мы выстроили методологию?
Во время опроса мы определили порядок, в котором нам необходимо подавать информацию ученикам, чтобы они, во-первых, не заскучали, а, во-вторых, не сбежали от страха и не посчитали, что зря потратили свои деньги.

Мы построили программу от главного результата — получение гранта. И вели учеников к совершению конкретного действия, подаче заявки на грант в рамках курса. В конце каждого урока мы давали простое и понятное домашнее задание, выполнение которого на один шаг приближает ученика к результату курса. Это особенно важно и за это тоже отвечает методолог, потому что если ученик не получает результат, он не будет доволен обучением. Особенно в такой конкретной сфере, как получение грантов от государства.

Домашние задания помогают ученикам видеть прогресс, гордиться собой, и это мотивирует их двигаться дальше.
Какой мы выбрали формат и почему?
Поскольку курсы не очень большие, а актуальность информации по этому вопросу меняется не часто, было принято решение продавать их в записи на платформе GetCource. Формат уроков — небольшие видеолекции с презентациями, потому что визуальный ряд помогает восприятию и запоминанию информации. Длинные лекции без визуального сопровождения утомляют и препятствуют погружению в процесс.

Для усиления обучающего эффекта мы рекомендовали создать чат участников, в котором они смогут делиться своими успехами, и обсуждать сложности и сомнения при прохождении курса.
А как понять, что курс работает?
В конце каждого модуля мы добавили опрос для студентов — анкеты NPS, чтобы понимать их настроение и то, насколько они довольны качеством продукта. Это еще один очень важный момент, о котором обязательно должен подумать методолог. Анализировать прохождение студентами курса крайне важно. Это позволяет отслеживать прогресс, а также видеть, что мешает, что нравится, а что нет и, на основании этих данных, улучшать продукт и его подачу.
Что по скорости?
На реализацию трех проектов ушел месяц с перерывом на новогодние каникулы.
Подготовлено с любовью к белому образованию методологами: Марией А. и Натальей К.